Дема Александр Константинович

Материал из Офицеры русской императорской армии
Перейти к: навигация, поиск
Фото.jpg
Правильное написание и произношение фамилии: Дёма (с ударением на -ё-, а НЕ на французский манер: Демá)
В некоторых газетных публикациях 1918–1919 годов, в мемуарах и основанных на них материалах современных информресурсов ошибочно фигурирует под фамилиями Деши или Деша
  • Даты жизни: 10.06.1894 – хх.12.1918
  • Биография:
Православный. Из малороссийских козаков. Уроженец Черниговской губернии. Общее образование получил в Новгород-Северской гимназии. В военную службу вступил 10.08.1914 в Сергиевское артиллерийское училище нижним чином – юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда (срок службы считается с 01.09.1914). Произведен в училище в юнкеры унтер-офицерского звания (29.11.1914), затем – в младшие портупей-юнкеры (14.03.1915). Окончил Сергиевское артиллерийское училище (14.05.1915; ускоренный 8-месячный курс военного времени). Произведен из младших портупей-юнкеров в Прапорщики, с зачислением по полевой легкой артиллерии (Дополнение к ВП 14.05.1915; ст. 01.12.1914), с назначением на службу в крепостную сухопутную артиллерию Петроградского военного округа. Прибыл и зачислен 29.05.1915 в списки Свеаборгского крепостного артиллерийского полка. Младший офицер 2-й роты того же полка (05.06-18.11.1915). Младший офицер пулеметной команды Свеаборгского крепостного артиллерийского полка (18.11.1915–1916). Подпоручик (ВП 13.02.1916; ст. 01.08.1914; на осн. прик. по воен. вед. 1914 г. № 756). Переведен во 2-й Свеаборгский крепостной артиллерийский полк (ВП 22.07.1916). Переведен на службу в военную авиацию. В 1917 году – офицер-наблюдатель 36-го корпусного авиационного отряда. Поручик.
С декабря 1917 года служил в авиации армии Украинской Народной Республики (УНР): офицер-наблюдатель 1-го Украинского гарматного (т.е. артиллерийского) авиаотряда (формировался на базе авиационного артиллерийского отделения Военной школы летчиков-наблюдателей в Киеве; расформирован в феврале 1918 года). В 1918 году служил в армии Украинской Державы гетмана П.П. Скоропадского, где был переименован в чин значкового (=поручику) и назначен на службу в 7-й Харьковский авиационный дивизион (формировался в Киеве, затем был переведен в Харьков). Офицер-наблюдатель 40-го авиационного отряда того же авиадивизиона в Харькове.
11.12.1918 вместе с летчиком – значковым (т.е. поручиком, хотя в публикациях иногда именуется штабс-капитаном и капитаном) К.Д. Воронцовым угнал с украинского аэродрома в Харькове аэроплан своего 40-го авиаотряда («Фарман ХХХ» или «Вуазен») и предпринял попытку перелета на Дон с целью последующего перехода на службу в Белую Добровольческую армию. Попытка оказалась неудачной: у станции Нырково Екатеринославской губернии аэроплан был обстрелян с земли конным разъездом 3-го Гайдамацкого полка Отдельной Запорожской дивизии, осуществлявшей охрану границ Украины с Областью Войска Донского. А.К. Дёма был при этом ранен пулей в руку, а самолет совершил вынужденную посадку и был захвачен гайдамаками. Летчиков задержали, доставили на станцию Нырково, где посадили под арест, а затем предали скорому и формальному военно-полевому суду. За измену Украине и угон материальной части (аэроплана) оба офицера были приговорены к смертной казни и расстреляны там же – у станции Нырково (ныне – поселок Нырково, Попаснянского района Луганской области, Украина).
Инцидент с летчиками несколько раз фигурировал в антибольшевистской прессе 1918–1919 годов и в мемуарах офицеров Белой армии.
«Нырково. 11. XII. Сегодня, в 4 часа дня, отрядом гайдамацкого коша сбит аэроплан, летевший из Украины в Луганск, в добровольческую армию. Летчик-наблюдатель поручик Дема ранен, а капитан Воронцов взят в плен здоровым. Аэроплан цел и годен для производства полетов» (газета «Южный край», 13.12.1918, г. Харьков).
«…ужасна судьба и 2-х других отважных лётчиков, летевших из Украины, из Харькова штабс-капитана Воронцова и поручика Деши, погибших у самой цели. Вылетев из Харькова в ясную погоду по маршруту: Харьков – Изюм – Нырково – Радаково – Луганск /посадка/, около Нырково они попали в снежную тучу и вынуждены были снизиться до 20 метров. Гайдамаки открыли по ним стрельбу и ранили поручика Дешу в руку. Невзирая на просьбы поручика Деши, настаивавшего на спуске, чтобы перевязать руку, штабс-капитан Воронцов продолжал полёт и только ввиду настойчивости поручика спустился в 3–5 верстах от станции Нырково, у железнодорожной будки. Им удалось уговорить находившуюся вблизи женщину, вручив ей 500 рублей, поджечь аппарат, когда они отойдут подальше. Через 15 минут подъехали гайдамаки и принудили женщину указать, куда ушли лётчики. Штабс-капитан Воронцов и поручик Деша были найдены, арестованы, посажены в одну из комнат при станции Нырково и после полевого суда – расстреляны. Трупы убитых лежали 6 дней неубранными. У штабс-капитана Воронцова собаки отъели голову. Аппарат и вещи лётчиков были доставлены в исправности на станцию Харьков. Сведения эти получены от моториста Харьковского авиадивизиона Додонова, который сидел под арестом вместе с этими офицерами. «От сопровождавшего вещи украинского офицера, – добавляет военный лётчик капитан Калантаев, со слов которого точно записан этот рассказ, – я получил подтверждение слов моториста Додонова» (воспоминания полковника В.Г. Баранова «Состояние авиации на Дону»; фамилия А.К. Дёмы приведена в тексте с ошибкой).
  • Семья:
На 31.12.1915 был холост.
  • Чины:
В службу вступил нижним чином – юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда 10.08.1914 (срок службы считается с 01.09.1914)
– Юнкер унтер-офицерского звания (29.11.1914)
– Младший портупей-юнкер (14.03.1915)
– Прапорщик, с зачислением по полевой легкой артиллерии (Дополнение к ВП 14.05.1915; ст. 01.12.1914)
– Подпоручик (ВП 13.02.1916; ст. 01.08.1914)
– Поручик
Чины на службе в армии УНР и Украинской Державы:
− Значковый (переименован в 1918 г.) <= чину Поручика>
  • Награды:


  • Дополнительная информация:
-Поиск ФИО по «Картотеке Бюро по учету потерь на фронтах Первой мировой войны 1914–1918 гг.» в РГВИА
-Ссылки на данную персону с других страниц сайта "Офицеры РИА"
  • Источники:
  1. Высочайшие приказы о чинах военных 1915–1916 гг.
  2. Послужной список Свеаборгского крепостного артиллерийского полка Прапорщика Александра Дема. Составлен 31.12.1915. РГВИА, ф. 409, оп. 1, д. 51704: [1]
  3. Баранов В.Г. Состояние авиации на Дону // «Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор», серия: «Неизвестные воспоминания», с. 528–530, 554: [2] (с ошибками в фамилии: Деши и Деша).
  4. База данных С.В. Волкова «Участники Белого движения в России».
  5. Тинченко Я. Герої Українського неба (пілоти Визвольної війни 1917–1920 рр.): науково-популярне видання. Київ: Темпора, 2010, с. 167.
  • Фотографии: